Правильно ли христианство?
Обмен учебными материалами


Рационально ли христианство?



Знать, почему веришь

Оглавление

Рационально ли христианство? 2. Существует ли Бог? 3. Бог ли Иисус Христос? 4. Воскрес ли Христос из мертвых? 5. Является ли Библия Словом Божьим? 6. Достоверно ли библейское свидетельство? 7. Что говорит археология? 8. Бывают ли чудеса? 9. Противоречит ли Писание науке? 10. Почему Бог допускает зло и страдания? 11. Отличается ли христианство от других религий? 12. Реален ли христианский опыт?

Рационально ли христианство?

"Что такое вера?" - спросил учитель воскресной школы.

Один из учеников без промедления выпалил: "Это верить в то, что неправда". Отождествление веры с наивностью препятствует объективному подходу к христианству.

Нередко у меня была возможность выступать с лекциями о христианском учении. После моего выступления обычно следовали ответы на вопросы. Поразительно, что после такого рода дискуссий многие говорят об их пользе, так как впервые слышат что-то осмысленное и начинают понимать, что стать христианином совсем не значит распрощаться со своим интеллектом.

Мы живем в постоянно усложняющемся и развивающемся мире. Сегодня уже недостаточно знать просто, во что мы верим. Существенно необходимо знать, почему мы в это верим. Вера во что-то еще не делает это "что-то" правдой. Правда или неправда не зависит от того, верит в нее кто-то или нет. Это также верно относительно христианства.

В наше время существуют две одинаково ошибочных точки зрения по такому важному вопросу, как рационально ли христианство. Первая из них, по существу, является антиинтеллектуальным подходом к христианству. Многие превратно понимают такие стихи, как, например, Кол. 2:8: "Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу". Этот стих используется некоторыми таким образом, что создается впечатление, что христианство, если не иррационально, то, по крайней мере, и не рационально. Они не поняли, что ясное, разумное представление Евангелия "важно не как целесообразная замена веры, но как основание веры; не как замена работы Святого Духа, действующего в человеке, но как средство, с помощью которого объективная истина Божьего Слова становится настолько ясной, что люди воспринимают ее как движущую силу Духа, обличающего мир посредством этого провозглашения".

Христианской вере со всех сторон бросают вызов. Современные средства связи сделали всех нас соседями. Мусульмане, индусы и буддисты - все они утверждают, что их религия истинна и приносит достойные плоды. Из рядов самого христианства мы слышим, что Бог мертв. В наш век науки этический гуманизм становится все более и более привлекательным. Хорошим примером для иллюстрации такого подхода служит книга Джулиана Хаксли "Религия без откровения".



По поводу этого Монтгомери замечает: "Философ-аналитик Энтони Флю иллюстрирует, как бессмысленны религиозные утверждения, не способные выдержать проверку жизнью следующей сказкой, рассказанной Джоном Уиздомом:

"Когда-то давным-давно два путешественника натолкнулись на поляну в джунглях. На поляне росло множество цветов и сорных трав. Один путешественник говорит: "Наверное, какой-то садовник ухаживает за этим участком". Другой ему возражает: "Никакого садовника здесь нет". Тогда они поставили свои палатки и стали наблюдать за поляной. Никакого садовника они не увидели. "Может быть, это садовник-невидимка", - подумали они и решили поставить вокруг поляны забор из колючей проволоки. Они пропустили по проволоке электрический ток. Они сторожили участок с собаками-ищейками. (Потому что они помнили книгу Герберта Уэллса "Человек-невидимка", где невидимку можно было обнаружить только наощупь и по запаху.) Но ни одного вопля, указывающего, что нарушителя трясонуло током, им услышать не привелось. Никто не пошевелил проволоку, перелезая через забор. Ни разу не залаяли собаки-ищейки. Но верующего это не убедило. "Значит, это садовник невидимый, нечувствительный к току; он приходит тайком, чтобы ухаживать за садом, который он любит". Скептик наконец не выдержал: "Что же остается от твоей первоначальной идеи? Чем отличается твой невидимый, неосязуемый, совершенно неуловимый садовник от садовника воображаемого или несуществующего вообще?"

Эта притча - обвинительный приговор всем религиям, притязающим на правду. Исключением является только христианская вера. Ибо в христианстве мы имеем не только утверждение, что за садом этого мира ухаживает любящий Садовник; у нас есть налицо действительный, ощутимый факт, что этот Садовник, в лице Христа, вступил на сцену человеческой истории (ср. Иоан. 20:14,15), и Его вступление в мир может быть подтверждено Его воскресением".

С другой стороны, есть люди, считающие, что к христианству приходят исключительно путем разумного размышления, и что все зависит от разума и нравственного соображения. "Кто хочет творить волю Его тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Иоан. 7:17). "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2:14). Без помощи и участия Святого Духа не может уверовать ни один человек. Но одним из инструментов Святого Духа, приносящим прозрение, является разумное объяснение Евангелия и Божьего отношения к человеку.

Неосведомленный разум не может без помощи свыше постичь Божью правду, но осведомление дает способность понять разумную сторону истины.

Евангелие всегда отождествляется с истиной. Правде всегда противостоит ошибка. "И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фес. 2:11-12). Неверующие, согласно Павлу, это те, "которые упорствуют и не покоряются истине" (Рим. 2:8). Эти заявления были бы бессмысленны, если бы не было возможности объективно установить, в чем же заключается истина. Если бы это было невозможно, истина и заблуждение были бы практически для нас безразличны, потому что мы были бы не в состоянии отличить их друг от друга.

В своем Послании к Римлянам Павел ясно дает понять, что люди из окружающего их творения могут почерпнуть достаточно знаний, чтобы понять, что Бог есть (Рим. 1:20). Продолжая Павел показывает, что основная причина, почему люди не знают Бога, заключается не в том, что Его невозможно познать или понять, но в том, что люди возмутились против Него, своего Создателя. "Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога" (1:21), "и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (1:23), "они заменили истину Божию ложью" (1:25) и, наконец, "они не заботились иметь Бога в разуме" (1:28).

В христианстве нравственная сторона всегда затемняет интеллектуальную сторону. Дело не в том, что человек не в состоянии верить, а в том, что он не желает верить. Иисус указал на это фарисеям, как на корень проблемы. "Но вы не хотите придти ко Мне, - сказал Он им, - чтобы иметь жизнь" (Иоан. 5:40). Он совершенно ясно дает понять, что решение интеллектуальной проблемы приходит через исполнение нравственных обязательств. "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Иоан. 7:17). Так называемые интеллектуальные проблемы часто служат просто прикрытием нравственного возмущения против Бога.

Один студент как-то мне сказал, что я удовлетворительно ответил на все его вопросы. "Так значит, вы собираетесь стать христианином?" - спросил я.

"Нет", - ответил он.

Озадаченный его ответом, я спросил: "Почему?"

Он признался: "Честно говоря, потому что это перевернуло бы весь мой образ жизни". Он отлично понимал, что главным препятствием для него были не интеллектуальные, а нравственные соображения.

Часто задается вопрос: "Если христианство разумно и верно, почему большинство образованных людей не верит?" Ответ простой: они не верят по той же самой причине, по которой не верят необразованные люди. Они не желают верить. И здесь дело совсем не в умственных способностях, потому что в каждой области науки и искусства есть выдающиеся христиане. Вера - это, прежде всего, дело воли.

Джон Стотт уловил точку равновесия, когда заявил: "Мы не можем угождать интеллектуальной самонадеянности человека, но мы должны угождать его интеллектуальной честности".

Сомнение - это слово, вызывающее в душе чувство ужаса. И часто, в результате этого, сомнения подавляются очень нездоровым путем. Эта проблема бывает особенно серьезной в жизни тех людей, которые выросли в христианской семье и в христианской церкви. С ранних лет они приняли факты христианства исключительно на основании своего уважения и доверия к родителям, друзьям и пастору. С образованием приходит переоценка ценностей и пересмотр позиций. Это здоровый и необходимый процесс, порождающий сильную, возмужалую веру. Его нечего бояться, он не должен нас поражать. Иногда я сам, идя по улице, задаю себе вопрос: "Литтл, откуда ты знаешь, что ты не стал жертвой колоссальной пропагандистской программы? Ты же в конце концов не можешь видеть Бога, не можешь Его осязать, пробовать на вкус или на ощупь". И тогда я себя спрашиваю: откуда я знаю, что Евангелие - это истина? И всегда возвращаюсь к двум основным факторам: к объективным, внешним историческим фактам воскресения и субъективному, внутреннему, личному опыту общения с Христом, Который мне знаком.

Сомнения и вопросы - явление нормальное в каждом мыслящем человеке. Важно, однако, помнить, что тот факт, что у нас нет ответа на определенный вопрос, еще не означает, что такой ответ не существует. Перед христианами-мыслителями вставали многие существенно важные вопросы, на которые они сумели найти продуманные, обоснованные ответы. Поскольку христианство зиждется на Том, Кто есть Истина, ему не может повредить серьезная, тщательная проверка.

У нас не может быть полных ответов на каждый вопрос, потому что Бог не открыл нам все Свои мысли. "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века" (Втор. 29:29). Мы, однако, обладаем достаточными знаниями, которые могут составить прочное основание для нашей веры. Христианская вера базируется на очевидных доказательствах и свидетельствах. Это благоразумная вера. Вера, в христианском смысле этого слова, уходит за пределы разума, но не противоречит ему.

Сомневающемуся необходимо помнить, что ему придется принять решение после того, как он получит ответ на свой вопрос. Если он не принимает решения, он тем самым принимает решение против христианской позиции. Непрекращающиеся сомнения перед лицом достаточных знаний могут служить прикрытием нежелания поверить, так как воля вопрошающего противится Богу.

Задача данной книги - осветить особенно часто задаваемые вопросы и предложить хотя бы предварительные ответы на них, почему христианство рационально.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная